суббота, 4 августа 2012 г.

Колбаса в СССР. Советские сорта колбасы. Литовский «фует» по-советски


Сейчас все чаще встретишь заявления, что в период СССР то - лучше, то - вкуснее, то - свежее. Но я помню, как мы с моей свекровью встречались после работы в 1989 году на Тверской,  может она тогда еще была улицей Горького, и «прочесывали» все магазины, где в очередях «хватали» сыр, молоко, фарш - нужно было накормить двух голодных мужчин. По талонам - сигареты, сахар. Колбаса? Вообще не помню, как и где ее покупали. Годами пару раньше в 1987 году я работала в одной из столичных редакций, и там был рай: и мясо в магазине для сотрудников, и любая колбаса в буфете и разносолы на столе в столовой. Мои друзья заказывали мне на торжества купить что-то к столу. К праздникам в спец - магазинах, нам выдавали многообразный полноценный набор – пару батонов импортной качественной салями  -  сервелата, всегда очень свежую красную, белую рыбу, икру, естественно, и кучу банок, про существование которых покупатели советских магазинов даже не подозревали.
Стыдно было на 9 мая получать эти «баулы» еды. Когда нашим ветеранам выдавали в 10 раз меньше и скуднее. В достославные брежневские,1975 год – в нашем доме был продуктовый магазин, и я не помню, чтобы прилавки были пустые – два три вида вареной колбасы – «докторская» - диетическая, «любительская» с жирком, телячья – (иногда) с вкусным жирком – точно были в продаже, и варено-копченая - «армавирская» и «краковская» там имелись. Не всегда, но очень часто.  За "московской", "таллиннской - стояли очереди. Впрочем, они были всегда в СССР. Мама дружила с заведующей - папа с мясником.  Все было. «Из под прилавка», как говаривали - почти все. Но - это Москва.  А летом, я уезжала к бабушке на море на 3 месяца, и со мной отправляли большую коробку мяса и колбасы. В Крыму этого не было, или было на рынке - дорого. Из Саратова к нам приезжали папины друзья, и в доме, перед их отъездом пахло как в колбасном отделе.  Колбасные поезда уезжали из Москвы в другие города СССР. В моей настольной «Книге о вкусной и здоровой пище» - 1971г. издания, перечислено 28 сорта советской колбасы. Там есть такие названия, которые ни с чем в моей памяти не ассоциируются – «ветчинорубленная», «глазированная», «слоеная». А вот «брауншвейгская», «сервелат», «деликатесная», «советская» – перешагнули из СССР в наши дни. Это помогло мне вспомнить про любимую ливерную колбасу, которую мне запрещали - мол «собаки только такое едят». А она была вкусной, как все запрещенное.  Колбаса  в СССР стоила: 2.90, 2.20, -  вареная, и 3, там, с копейками  варено-копченая. Во всяком случае,  доступность цены никак не отражались на ее качестве. Говорят, что после мощнейшей засухи 1972 года и падежа скота – впервые в ГОСТ по  советской колбасе были внесены изменения и стали добавлять ингредиенты, перевесившие в ней содержание мяса. У наших друзей в Прибалтике был дом и свое хозяйство. Так я впервые попробовала сырокопченую колбасу из домашней коптильни, выдержанную по европейской рецептуре – испанский «фует» и рядом не лежал. Секрет «вкусности» колбасы времен СССР, как в «психотесте» – логичен – дефицит, воспоминания из прошлого почти всегда вкусные. И, кроме того, колбасу долгие десятилетия готовили только из свежего мяса - охлажденного. Из чего - сейчас – страшно представить. Будущее - за маленькими колбасными заводикам кооператоров. Дорого, но вкусно.

В.Мальцева
Ливерная - СССР.Спасибо бабушкам за колбасуКолбаса на заказ в СССР

Комментариев нет:

Отправить комментарий