Тот,
кто ни разу в жизни не покидал самолёт, откуда города и сёла кажутся
игрушечными, кто ни разу не испытывал радости и страха свободного
падения, свист в ушах, струю ветра бьющего в грудь, тот никогда не поймёт чести и гордости десантника...
В.Ф. Маргелов.
Парашют (от греческого PARA
- против, и французского CHUTE - падение) - устройство для торможения
объекта, движущегося в воздушной среде. Идею создания парашюта предложил
Леонардо да Винчи (1495 г.). Первый в мире ранцевый парашют создан Г.Е
Котельниковым (1911 г.). /Военный энциклопедический словарь./
2 августа 1930 года. Сегодня
этот день отмечается как день рождения Воздушно-десантных войск нашей
страны. В этот день впервые в истории на опытно-показательном учении ВВС
Московского военного округа в районе Воронежа был применен парашютный
десант. В «тылу противника» приземлились 12 парашютистов, а их
вооружение - винтовки, пулеметы и боеприпасы - к ним было сброшено в
грузовых парашютных мешках с самолетов Р-1
. Ответственными за подготовку
и реализацию данного проекта были военные летчики Л.Г. Минов и Я.Д.
Мошковский. Эта дата считается Днем рождения советских
воздушно-десантных войск.
Главная цель первого десанта
заключалась в определении самой возможности групповой выброски
парашютистов, их оружия и боеприпасов.
2 августа 1930 года ровно в 9
часов с аэродрома базирования поднялся самолет. На его борту - первый
отряд парашютного десанта. Вместе c ними и руководитель второй группы Я.
Мошковский. Вслед за ними взлетели три самолета Р-1, под крыльями
которых на бомбодержателях были подвешены грузовые парашюты. Площадка
приземления - это свободное от посевов поле 600 на 800 метров. Она
примыкала к небольшому хутору. Одну из построек, расположенную на
окраине хутора, наметили в качестве ориентира для сбора парашютистов
после приземления и исходного пункта для начала боевых действий десанта в
тылу «противника». Первый самолет шел против ветра на высоте 300
метров.
Как и было запланировано,
группа Мошковского покинула самолет на высоте 500 метров. Приземлились
они рядом с первой. Понадобилось всего несколько минут, и 12
десантников, вооруженных двумя ручными пулеметами, винтовками,
револьверами и гранатами, были в полной готовности к боевым действиям.
Эксперимент прошел успешно.
Итоги проведения в начале 30-х годов ряда учений и маневров по высадке
десанта позволили приступить к формированию авиадесантных частей. Первый
опытный отряд численностью 164 человека был создан в Ленинградском
военном округе, а к 1934 году в десанте уже служило 8000 бойцов.
Что же предшествовало этому
историческому дню для наших Воздушно-десантных войск? Как осуществлен
был выброс первого десанта? Как в последующем развивались и
реализовывались его итоги?
В основу теории
предназначения и роли ВДВ легли труды М. Тухачевского. Разработка
средств десантирования велась в Научно-исследовательском институте
Военно-Воздушных Сил под руководством П. Гроховского, над парашютной
техникой трудился коллектив, возглавляемый директором завода М.
Савицким. Им был сконструирован отечественный парашют ПТ-1 для
совершения учебно-тренировочных прыжков, вытеснивший зарубежные. Затем
был создан специальный десантный парашют ПД-1 конструкции Н. Лобанова.
Для десантирования широко использовался самолет ТБ-3. Он брал на борт по
35 десантников, а на внешнюю подвеску легкий танк или бронеавтомобиль,
или две пушки калибра 76 мм.
Ветеран ВДВ подполковник
запаса Александр Греблюк в своей работе «70 лет ВДВ» пишет: «В 1929 году
в США командованием ВВС СССР в служебную командировку для изучения
опыта аварийно-спасательной службы в авиации был командирован военный
летчик Л.Г. Минов».
Вернувшись на родину с
дипломом парашютиста и имея практический опыт трех прыжков с парашютом,
он становится энтузиастом парашютизма и с весны 1930 года приступает к
подготовке летчиков для показательных и тренировочных полетов.
26 июля 1930 года под
Воронежем начались первые в нашей стране парашютные занятия с
выполнением прыжков с самолета. Этот день стал днем рождения советского
парашютного спорта.
Весной 1930 года
М.А.Савицкий, так же как и Л.Г.Минов, направляется в служебную
командировку в США, где знакомится с техникой производства парашютов.
Эта поездка позволила сравнить наши технические проекты с американскими.
В 1930 году были выпущены первые отечественные серийные парашюты.
Командование ВВС РККА
поставило Л.Г.Минову задачу к учениям на август 1930 года подготовить и
продемонстрировать выброску в «тыл врага» группы парашютистов для
осуществления диверсионных действий на вражеской территории. Собственно,
само задание и работа по его исполнению положили практическое начало
воздушно-десантному делу в нашей стране.
А уже в 1931 году
Реввоенсовет Красной армии одной из задач на 1931 год определял:
«воздушные десантные операции должны быть всесторонне изучены с
технической и тактической стороны Штабом РККА с целью разработки и
рассылки соответствующих указаний на места». Обращалось внимание на
необходимость глубокой разработки организационной структуры и теории
боевого применения Воздушно-десантных войск.
Первым подразделением ВДВ
стал сформированный в 1931 году в Ленинградском военном округе
авиамотодесантный отряд, насчитывающий 164 человека. Командиром отряда
был назначен Е.Д. Лукин. Начало созданию массовых Воздушно-десантных
войск положило постановление Реввоенсовета СССР, принятое 11 декабря
1932 года. В нем указывалось, что развитие авиационной техники, а также
достигнутые результаты в конструировании и сбрасывании с самолетов
бойцов, грузов и боевых машин требует организации новых боевых
подразделений и соединений РККА. Поэтому в целях развития
воздушно-десантного дела в РККА, подготовки соответствующих кадров и
подразделений Реввоенсовет постановил развернуть на базе авиадесантного
отряда Ленинградского военного округа бригаду, возложив на нее обучение
инструкторов по воздушно-десантной подготовке и отработку
оперативно-тактических нормативов.
В 1933 годе авиадесантный отряд разворачивается в 3-ю авиационную бригаду особого назначения.
Одновременно намечалось
сформировать к марту 1933 года по одному авиадесантному отряду в
Белорусском, Украинском, Московском и Приволжском военных округах.
Начался новый этап в развитии ВДВ. А уже в начале 1933 года в этих
округах были сформированы авиационные батальоны особого назначения.
На маневрах в Киевском
военном округе в сентябре 1935 года в присутствии иностранных делегаций
был выброшен невиданный в мировой практике крупный парашютный десант в
составе 1200 человек, который выполнил задачу по захвату аэродрома и
обеспечению высадки двух полков 59-й стрелковой дивизии с легкими
танками, артиллерией и другой техникой. На учениях в Белоруссии прыгнуло
уже 1800 парашютистов, а на маневрах в Московском военном округе - 500
десантников обеспечили десантирование посадочным способом 5272 человек
84-й стрелковой дивизии. Первый боевой опыт советские десантники
приобрели в боях по разгрому японских милитаристов на реке Холхин-Гол, в
финской войне, в освободительном походе Красной Армии в Бессарабии.
К началу Великой
Отечественной войны было закончено формирование пяти воздушно-десантных
корпусов. С первых же дней они вели оборонительные бои в Прибалтике, на
Украине и в Белоруссии. Высадившийся довольно крупный десант (около 6000
человек) в районе Орла во взаимодействии с частями 1-го стрелкового
корпуса в течение нескольких суток сдерживали натиск фашистских танков,
рвавшихся к городам Мценск и Тула. Осенью 1941 года Ставка Верховного
Главнокомандования приняла решение на вывод воздушно-десантных корпусов
из состава фронтов и проведение мероприятий по дальнейшему укреплению
ВДВ. Были сформированы несколько новых корпусов.
На завершающем этапе Великой
Отечественной войны дивизии из состава ВДВ выполняли свою часть тяжелой
боевой работы на Карельском фронте, в Ясско-Кишиневской операции, в
боях за Венгрию, Вену. Война для воинов-десантников закончилась в
августе 1945-го, когда более 4000 крылатых бойцов было высажено на
аэродромах Харбина, Гирина, Мукдена, в Порт-Артуре, Пхеньяне, на Южном
Сахалине. Эти десанты парализовали действия японского военного
командования.
Исходя из опыта войны, было
принято решение о выводе ВДВ из состава Военно-Воздушных Сил и передаче
их в Сухопутные войска, а в 1964 году они перешли в непосредственное
подчинение Министра обороны СССР. В 60-е годы достигнуты значительные
успехи в области десантирования тяжелой боевой техники на специальных
платформах и с помощью парашютно-реактивных систем.
Основу современного
вооружения ВДВ составляют боевые машины БМД-1, БМД-2, БМД-3, 120мм
самоходно-артиллерийские орудия, 122мм гаубицы, бронетранспортеры,
зенитные артиллерийские установки. Для десантирования которой
используются военно-транспортными самолетами Ил-76, Ан-22. Надежность
техники, многократно подтвержденная в боевых действиях, позволяет
сбрасывать на парашютах боевые машины вместе с экипажами, что резко
сокращает время на отыскивание своего оружия и вступление в бой после
приземления.
В мирное время на постоянно
проводимых маневрах отрабатываются вопросы обеспечения пролета крупных
военно-транспортных авиационных соединений, сокращения времени на
выброску десанта и немедленного его вступления в бой. Продолжительность
активной фазы воздушно-десантных операций входе таких маневров
составляет 3-4 суток, после чего десантники выводятся из боя.
В декабре 1979 года
соединения и части ВДВ, проводя самостоятельную по существу,
воздушно-десантную операцию, высадились в Афганистане на аэродромы
Кабул, Баграм и до подхода мотострелков выполнили поставленные им
задачи.
После афганских событий
многие части ВДВ привлекались для решения миротворческих функций с
задачей не допустить разгорания межнациональной вражды. Воины-десантники
не раз вставали живым щитом между противоборствующими сторонами в Баку,
Карабахе, Южной и Северной Осетии, в Оше, Приднестровье и в зоне
грузино-абхазского конфликта. Два десантных батальона с честью выполняют
задачи в составе Миротворческих Сил ООН в Югославии. Десантники
принимают участие и в событиях в Чечне.
Вместе с тем, несмотря на
нелегкие условия, Воздушно-десантные войска остаются одними из наиболее
боеспособных. Это позволяет ВДВ стать основой Мобильных Сил, так как по
своей оснащенности, специфике решаемых задач и приобретенному опыту они
наиболее подходят для этой роли.
Воздушно-десантные войска
(ВДВ) - "крылатая пехота", "голубые береты" - какими только эпитетами не
награждали гвардейцев-десантников, но всегда, во все времена и при
любых обстоятельствах неизменно оставались сила, мужество и надёжность
людей, живущих по принципу: "НИКТО КРОМЕ НАС!".
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий