воскресенье, 17 июня 2012 г.

Почему ребенок врет?

Я бы хотела начать с того простого факта, что обыкновенный человек говорит неправду примерно 10-15 раз в день. Чаще всего это невинная ложь из разряда "Да, эта сумочка тебе идет". Иногда - приукрашивание событий или ложь в свою пользу. Когда врать некому, человек начинает врать сам себе. Таким образом, ложь - это неотъемлемая часть психики человека.

Задача родителей не в том, чтобы ребенок постоянно говорил правду, а в том, чтобы ребенок родителям доверял.

Очень важно отделять ложь от фантазии и понимать, что именно хочет сказать ребенок. "У меня под кроватью бабака и он стащил мои тапки". Что хочет сказать ребенок? Это просто веселая сказка, над которой нужно посмеяться? Или он боится, что его будут ругать, и сваливает вину на другого? В любом случае, это не повод ругать ребенка за ложь. Это повод разобраться в проблеме. Но вот ребенок вырастает - и начинает врать чаще и правдоподобнее. Почему?


"Правду говорить легко и приятно" - говорит Иешуа. А приятно ли ребенку говорить вам правду? Легко ли? Последите за собой. Как вы реагируете на заявление: "Я получил двойку"? Не лезете ли вы с советами и не выискиваете ли вину ребенка, когда он говорит вам "Мы с Васькой подрались сегодня"? Может, ему проще сказать вам "Все хорошо", чем выслушивать ваши переживания или нудные лекции?

Почему я врала родителям?

1. Все мои слабые места и переживания, о которых я честно рассказывала, потом, в ссоре, мне швырялись в лицо. Я перестала говорить правду, потому что не хотела, чтобы мне били по больному при каждом удобном случае.

2. Иногда проводился "разбор полетов", по которому я выходила кругом виноватой, и вместо поддержки я получала еще немного комплексов в довесок.

3. У меня пытались выспросить вещи, которые касались моего личного пространства. "О чем ты говорила с подружкой?", "Что вы делали?", "Тебе было весело?".

4. Мне не хотелось выслушивать длиннющие лекции на заданную тему.

Чем больше из меня тянули правду, тем больше и правдоподобнее я врала. Я не доверяла родителям. Я не верила, что меня могут просто выслушать, без последствий. К 18 годам правдивым было только мое молчание.

Я не хочу повторять таких отношений с собственным ребенком. Поэтому для себя я вывела несколько правил:

1. Все, что рассказывает мне мой ребенок, не является поводом для осуждения.

2. Прежде всего мой ребенок получит поддержку и понимание. Оценку своему поступку он должен дать сам.

3. Если есть проблема, я буду разбирать проблему, не касаясь личности моего ребенка и степени его вины. В идеале - буду незаметно подталкивать его к решению с помощью активного слушания.

4. Я не буду тянуть из ребенка подробности. Захочет - скажет сам. Нет - значит, сам разберется.

5. Мой ребенок будет знать, что я интересуюсь его жизнью просто потому, что он мне не безразличен. Я не буду использовать ту информацию, которую он мне скажет, для нотаций или упреков. Также, по мере его взросления, я не буду выяснять все подробности его жизни, чтобы у него не было ощущения, что я стою за его спиной с биноклем и диктофоном.

6. Несмотря на все эти правила, я не буду рассчитывать, что мой ребенок никогда мне не соврет. Я просто буду надеяться, что он будет мне доверять и с важными проблемами придет ко мне, потому что будет знать, что я его пойму и помогу принять правильное решение без осуждения и стенаний.

Я не верю, что установление жестких наказаний за ложь может искоренить ложь. Только тогда, когда ребенку будет легко и приятно говорить родителям правду, он будет выбирать правду. К сожалению, часто родители требуют от ребенка правды, чтобы потом его за эту правду как-нибудь наказать. А потом удивляются, почему, несмотря на суровые санкции, ребенок продолжает врать. Да потому что ври - не ври - а свое получишь. Лучше уж попробовать соврать: вдруг, прокатит.

В конце я бы хотела коснуться еще одного типа лжи, которая ближе к фантазии. Часто дети фантазируют себе жизнь, другие профессии родителей, каких-то интересных друзей или парней/девочек. Это ложь немного другого типа, она указывает на проблемы в семье или с социализацией плюс неуверенность в себе. Это не значит, что вам надо срочно менять профессию. Это значит, что ребенку надо повышать самооценку.

 В комментариях я бы попросил вас рассказать, почему вы врали родителям

Комментариев нет:

Отправить комментарий