среда, 25 апреля 2012 г.

Крестить ли ребенка «неправильных» родителей?


Крестить ли ребенка «неправильных» родителей
Скандал с крестинами дочери Филиппа Киркорова вновь вывел на повестку дня вопрос о должной подготовке к крещению младенца. Что делать, если родители младенца не только не живут церковной жизнью, но находятся в состоянии тяжкого греха, которого сами не осознают? Надо ли отказывать родителям или родителю в крещении младенца, если они (или он) родили его от суррогатной матери? Следует ли отказать в крещении ребенка гомосексуальной паре?

Иеромонах Димитрий (Першин), и.о. председателя Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы, эксперт Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата:


Ни в одном из этих случаев — если родители получили ребенка с помощью суррогатной матери, если один родитель получил ребенка с помощью суррогатной матери, если ребенок принадлежит гомосексуальной паре — ребенка крестить нельзя, пока родители не раскаются, потому что крещение возможно только в том случае, если родители ребенка сами являются членами Церкви, исповедуют православную веру и следуют заповедям.

Если родители живут в явном грехе или совершают явный грех и считают его для себя допустимым, то тем самым они отлучают себя от Церкви. Их ребенок будет воспитан вне рамок христианской нравственности и традиции. Зачем же глумиться над ребенком, над Богом, над Таинством?

Таинство крещения — это не декларация о намерениях, не обряд и не галочка. Это Новая жизнь. Но если мы входим в Новую жизнь, то мы принимаем ее законы. Если же мы от них отказываемся, то и самой Новой жизни нам дано не будет.

Само же суррогатное материнство предполагает исключительно утилитарное отношение к женщине, вынашивающей ребенка, которая превращается по сути дела в инкубатор. Материнство низводится до уровня коммерческой услуги. Боль, причиняемая ребенку, которого отрывают от его матери, и матери, которую превращают в механизм по вынашиванию ребенка, не может оправдываться никакими благими целями.

Поэтому Русская Православная Церковь очень четко и внятно объясняет в Социальной концепции, что подобное деяние является греховным и что до покаяния в нем и воссоединения с Церковью тех, кто его совершил, не может идти речь не только о крещении их ребенка, но и о том, чтобы считать этих людей членами Церкви.

Протоиерей Александр Авдюгин, настоятель храма-часовни святых Богоотец Иоакима и Анны в честь погибших шахтеров, г. Ровеньки, Луганская область, Украина:

Родителям ничего не скажу и воспитывать их не буду. Они изначально не православные. Вздохну так, что они задумаются, и посмотрю на них с большим сожалением и удивлением, как их еще Господь терпит…

Ребенка окрещу. Дитя тут не при чем. Вот только миропомазывать не буду. Поступлю «по-католически». Дойдет до возраста вразумительного, тогда и миропомазывание (конфирмация) будет.

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах:

В любом случае, когда мне приносит крестить любого младенца любой человек и любая пара, они должны пройти катехизацию.

Если суррогатный отец или гомосексуальная пара готовы пройти катехизацию, это значит, что они готовы покаяться в своих собственных грехах, в том числе и в том, что они решились на такой страшный опыт — суррогатное материнство, — и готовы взять на себя крест ответственности за то, что будет дальше с ребенком в его неизвестном развитии за то, что они нарушили все известные законы бытия Божия. А на ребенке могут отразиться совершенно небывалые вещи.

Если они готовы взять на себя этот крест и нести его, что бы с ребенком ни случилось, воспитывать дитя в христианстве и сами быть настоящими христианами, понимая, что посеянное ими беззаконие может дать свои плоды, и эти плоды им придется в жизни как-то принимать, исправлять, за них отвечать — если они принимают эти условия, я соглашаюсь крестить ребенка.

Если это гомосексуальная пара, то, соответственно, она должна распасться. Кто-то из этой пары должен взять на себя ответственность за воспитание ребенка как своего приемного дитяти, воспитывать его в традициях христианства и жить полноценной христианской жизнью.

Я не крещу детей даже в совершенно нормальных гетеросексуальных семьях, если они не готовы воспитывать ребенка в христианской традиции, говорю им: «Извините, до свидания». Мои принципы по отношению к крещению детей равны для всех. Никакой дискриминации по сексуальному признаку у меня нет, отношусь ко всем объективно. Главное, чтобы люди были христианами. Если люди готовы стать христианами, отвергнуть свое ветхое бытие и греховное сознание, то — ради Бога, окрещу. Не готовы — крестить не буду. Я держусь этого жесткого принципа в течение двадцати двух лет своего священства.

Игумен Спиридон (Баландин), клирик  Саранской и Мордовской епархии, насельник Иоанно-Богословского монастыря с. Макаровка:

Я не представляю, какого рода катехизическую беседу проводить с гомосексуальной парой. Разве что на предмет покаяния в противоествественном сожитии. Без оглашения же ребенка крестить позволяется, как я понимаю, только в исключительных случаях.

Для всех прочих случаев крещения ребенка, зачатого и рожденного аналогичным способом: я сторонник крещения ребенка только после бесед с родителями, соответственно по результатам и принимал бы решение о совершении Таинства.

Протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма Митрофана Воронежского, храма при Тимирязевской академии, храма мученика Вонифатия на ул. 8 Марта:

Я не буду крестить. Я скажу “родителям”: “Прочтите Символ веры”. Они и под пистолетом не прочтут. Какое мы имеем право крестить, если человек не знает Символа веры? И потом, если человек столь безнравственен, как он может воспитать христианина?

Я могу сказать, при каких условиях я соглашусь крестить такого ребенка: “Вы отдаете его мне, я его усыновляю и крещу. Потом подбираю ему семью”.

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре:

Вообще-то священник не обязан исполнять любые требы. Например, в комментариях к Таинству исповеди в Требнике сказано, что если придет сам диадемоносящий, то есть император, если он совершил определенные грехи, ты не должен его принимать.

Если люди погружены в смертные грехи и не собираются исправлять свою жизнь, то вовсе я не обязан исполнять их требования. Более того, в древности крестили взрослыми. Например, Василий Великий был крещен взрослым.

Если ребенок вырастет и сам, будучи уже сознательным, обратится к Богу, то никто не может воспрепятствовать этому его свободному решению. Если же родители не собираются вести непорочную жизнь и следовательно не могут воспитывать своего ребенка в православной вере, то крещение нужно отложить до благоприятных обстоятельств: либо родители покаются, либо сам ребенок вырос и пожелал креститься.

Протоиерей Андрей Ефанов, клирик Ивановской (ныне Иваново-Вознесенской и Кинешемской) епархии:

Позиция о необходимости катехизации была высказана мной на страницах Правмира. Несомненно, что без прохождения катехизации родителями или восприемниками крещение недопустимо, потому что оно создает ложное впечатление причастности этих людей Церкви, раз им не было отказано в таинстве.

И все же ни один грех родителей не может быть препятствием для крещения их младенца, при условии, что у крещаемого будут воцерковленные восприемники.

Единственное, что видится мне обязательным, это юридическое закрепление прав восприемников на участие в воспитании ребенка. Это большая проблема, на решение которой должны быть направлены силы ОРОИК.

Что до вопроса гомосексуальных пар, то, по моему мнению, людям, отказавшимся от создания семьи, традиционно предполагающей рождение детей, усыновление просто недопустимо с этической точки зрения. Если же это произошло, то вопрос крещения таковых детей может решаться исключительно при возможности восприемникам воспитать ребенка в христианских традициях.

Протоиерей Димитрий Карпенко, настоятель храма в честь святого равноапостольного князя Владимира пос. Разумное Белгородского района Белгородской области:

В любых случаях в Православной Церкви крещение детей возможно по вере родителей. И разумеется, что вера должна быть не какая-то “вообще”, а православная, соответствующая нашему Преданию, не противоречащая Евангелию. Сейчас это требуется особенно, и вообще всегда предполагалась необходимость подготовки к крещению.

Просто по требованию крестить нельзя. Вроде это все уже поняли. Вопрос, насколько поняли.

Поэтому, разумеется, если людей готовить к крещению, то необходимо выяснять, насколько их понимание веры — православно, насколько они готовы дальше, даже если что-то не понимают, двигаться в сторону православной церковной жизни.

Я считаю, что критерием для принятия крещения должна являться живая вера людей во Христа как Истинного Бога и желание людей жить так, как учит Церковь. Если родители такую готовность высказывают и эта готовность очевидна, то крестить можно.

Что касается конкретных случаев — младенец, рожденный от суррогатной матери, рожденный от суррогатной матери для одного “родителя”, рожденный от суррогатной матери и воспитывающийся гомосексуальной парой, — то здесь очень много вопросов относительно желания этих людей жить по правилам Церкви, абстрактно ответить на них я не могу.

Крещение детей гомосексуальных пар, лично я думаю, исключено. Здесь самим своим “союзом” люди показывают, что они не готовы и не согласны жить по церковным правилам. У этих людей отсутствует православное понимание того, что есть семья, что такое Евангелие и чему учит Христос — они это показывают своей жизнью.

Относительно крещения детей наших топовых звезд, то здесь тоже много разных проблем. Насколько священник найдет в себе способность отказать? Не будет ли ему за это что-нибудь? У нас четко не прописан критерий, по которому мы можем и должны отказывать в крещении, не создано прецедентов, чтобы священник мог сказать твердое “нет” и не получил бы за это наказания.

А что касается конкретной ситуации с крещением дочери Киркорова, то, разумеется, нужно было объяснить и ему самому, и 
крестным (насколько я знаю, тоже известным людям), каково православное понимание того, что называется суррогатным материнством. На этот счет высказана недвусмысленная и четкая церковная позиция. Нужно выяснить, насколько родитель готов принять это мнение. Если он готов его и дальше оспаривать — возможно, нужно было бы повременить с крещением до того, как у людей встанет на место учение Церкви по этому вопросу.

Если они воспримут его с сожалением и раскаянием, признают, что они ничего не знали и считали, что это нормально, то можно совершить крещение с учетом вразумления и обещания людей, что они готовы в дальнейшем узнавать мнение Церкви и ему следовать. Если бы у меня лично, как у священника, было бы такое уверение, то я бы согласился крестить ребенка — ведь он не виноват в способе, которым рожден.

Если же у родителей заранее мнение, идущее вразрез с мнением Церкви, то какой смысл крестить?

Комментариев нет:

Отправить комментарий