В северо-западной части Эллады был расположен город Олимпия, слава о котором распространилась далеко за пределы страны. По преданиям, именно здесь Зевс вступил в борьбу со своим отцом, кровожадным и вероломным Кроном, который пожирал своих детей, так как оракул предсказал ему гибель от руки сына. Спасенный матерью, возмужавший Зевс одержал победу и заставил Крона отрыгнуть своих братьев и сестер. В честь этой победы были учреждены Олимпийские игры, впервые состоявшиеся в 776 г. до н. э. Прошло более двух столетий, и в 456 г. до н. э. в Олимпии появился посвященный Зевсу храм, ставший главной святыней города. Храм украшала статуя бога высотой 12 м 40 см, величие и красота которой настолько поразили воображение современников, что она была признана новым чудом света.
Создатель Зевса Олимпийского — прославленный скульптор Фидий (начало 5 в. до н. э. — ок. 432—431 гг. до н.э.). Сочинения древних историков, археологические находки (небольшие копии, изображения на монетах) донесли до нас скульптурный образ древнегреческого божества. Фидий изобразил Зевса сидящим на троне. Оливковый венок украшал голову бога-громовержца, борода волнистыми прядями обрамляла его лицо, с левого плеча ниспадал плащ, прикрывавший часть ног. Скульптор придал облику Зевса выражение доброты и глубокой человечности. Фигура Зевса была выполнена из дерева, и на эту основу с помощью бронзовых и железных гвоздей, специальных крючков крепились детали из слоновой кости и золота (такая техника называется хрисоэлефантинной). Лицо, руки, другие обнаженные части тела были из слоновой кости, волосы и борода, венок, плащ и сандалии — из золота, глаза — из драгоценных камней. Трон был сделан, по одним источникам, из кедра, по другим — из черного дерева и покрыт золотом и слоновой костью. Ножки трона украшали фигурки танцующей Ники — богини Победы. Ручки трона поддерживали сфинксы, а его спинку украшали Хариты — богини Красоты, дочери Зевса и Геры. Перед пьедесталом, с изображением сцены рождения Афродиты, был устроен небольшой бассейн, выложенный голубым элевксинским камнем и белым мрамором. Он служил, по словам древнегреческого писателя Павсания (2 в. н. э.), для стока остатков оливкового масла, которым регулярно смазывали статую; Потомки высоко ценили творение Фидия. Знаменитый оратор и политический деятель Рима Цицерон (1 в. до н. э.) назвал Зевса Олимпийского воплощением красоты; римский писатель и ученый Гай Плиний Старший (1 в. н. э.) считал скульптуру несравненным шедевром. В конце 4 в. — начале 5 в. н. э. статую перевезли в Константинополь: византийские императоры собирали все лучшие произведения искусства. В 5 в. н. э. дворец императора Феодосия II (401—450) сгорел, от Зевса Олимпийского остались лишь несколько обгоревших костяных пластин и кусков расплавленного золота.
Создатель Зевса Олимпийского — прославленный скульптор Фидий (начало 5 в. до н. э. — ок. 432—431 гг. до н.э.). Сочинения древних историков, археологические находки (небольшие копии, изображения на монетах) донесли до нас скульптурный образ древнегреческого божества. Фидий изобразил Зевса сидящим на троне. Оливковый венок украшал голову бога-громовержца, борода волнистыми прядями обрамляла его лицо, с левого плеча ниспадал плащ, прикрывавший часть ног. Скульптор придал облику Зевса выражение доброты и глубокой человечности. Фигура Зевса была выполнена из дерева, и на эту основу с помощью бронзовых и железных гвоздей, специальных крючков крепились детали из слоновой кости и золота (такая техника называется хрисоэлефантинной). Лицо, руки, другие обнаженные части тела были из слоновой кости, волосы и борода, венок, плащ и сандалии — из золота, глаза — из драгоценных камней. Трон был сделан, по одним источникам, из кедра, по другим — из черного дерева и покрыт золотом и слоновой костью. Ножки трона украшали фигурки танцующей Ники — богини Победы. Ручки трона поддерживали сфинксы, а его спинку украшали Хариты — богини Красоты, дочери Зевса и Геры. Перед пьедесталом, с изображением сцены рождения Афродиты, был устроен небольшой бассейн, выложенный голубым элевксинским камнем и белым мрамором. Он служил, по словам древнегреческого писателя Павсания (2 в. н. э.), для стока остатков оливкового масла, которым регулярно смазывали статую; Потомки высоко ценили творение Фидия. Знаменитый оратор и политический деятель Рима Цицерон (1 в. до н. э.) назвал Зевса Олимпийского воплощением красоты; римский писатель и ученый Гай Плиний Старший (1 в. н. э.) считал скульптуру несравненным шедевром. В конце 4 в. — начале 5 в. н. э. статую перевезли в Константинополь: византийские императоры собирали все лучшие произведения искусства. В 5 в. н. э. дворец императора Феодосия II (401—450) сгорел, от Зевса Олимпийского остались лишь несколько обгоревших костяных пластин и кусков расплавленного золота.
Комментариев нет:
Отправить комментарий