пятница, 2 ноября 2012 г.

О родительских субботах: даже самая малая молитва много значит

Свой день православный человек начинает с молитвы. С утреннего молитвенного правила. Некоторая часть этого правила посвящена молитвам за близких: родственников, друзей, знакомых, «начальников, наставников, благодетелей». Следуя заповеди о любви к ближнему, мы молимся за них, за живых и за умерших. Молитва - это и есть первейшее выражение и дело любви. Надеясь приклонить милосердие Божие к тем, кто дорог нам, мы произносим одно за другим их имена. И чем богаче любовью сердце, тем длиннее бывает и список этих имен.

Димитриевская суббота
Димитриевская суббота, бывшая сначала днем поминовения православных воинов, установлена великим князем святым Димитрием Иоанновичем Донским. Одержав 8 (21) сентября 1380 года знаменитую победу над Мамаем на Куликовом поле, Димитрий Иоаннович, по возвращении с поля брани, путешествовал в Троице-Сергиеву обитель. Игумен обители Преподобный Сергий Радонежский благословил его перед битвой на брань с монголо-татарами и дал ему из числа братии своей обители двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю (оба они пали в битве с неверными и погребены на Старом Симонове, близ Симонова монастыря (Храм Рождества Пресвятой Богородицы в бывшем Симоновом монастыре передан приходской общине; в храме установлено надгробие в память об иноках Александре и Андрее. – Ред.) в Москве). Совершив в Троицкой обители поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, великий князь Димитрий предложил Церкви творить это поминовение ежегодно в Димитриевскую субботу (перед 27-м числом октября [8-м ноября. – Ред.])днем тезоименитства великого князя – днем памяти великомученика Димитрия Солунского, Мироточивого).
Впоследствии православные христиане стали в этот день творить память не только православных воинов, но купно (вместе) с ними и всех вообще усопших братий своих.

С любящими Господь

«Для того поминаем на молитве живых или усопших, что Господу так же удобно и можно помиловать известные лица, как нам удобно выговаривать их имена, - рассуждает праведный Иоанн Кронштадтский. - Как нам не выговаривать в молитве по любви христианской имен праотец, отец и братии наших, сродников, друзей и знакомых?» Конечно, Господь знает о человеке все. Все хорошее и все плохое. Но не по хорошему или плохому судит и милует Он его. А по любви. И по нашей любви также.

Не раз приходилось слышать, что если не поскупишься утром вспомнить на молитве всех, кто как-то с тобой связан (и живых, и ушедших), то целый день все как-то особенно удается. И как-то легко он проходит. А когда пожалеешь времени на это, то дневные твои дела словно через великие препятствия делаются. А как же! С любящими Господь.

Особенно нужны наши молитвы умершим. Ведь окончившие свой земной путь, сами они уже не могут ни прибавить благих дел, ни покаяться в грехах, ни упросить Господа. Зато мы можем просить для них милости, просить упокоить их, яко не мертвые восхвалят Тя, Господи, ниже сущие во аде исповедание дерзнут принести Тебе: но мы живые благословим Тя и молим и жертвы приносим Тебе о душах их».

Почему субботы родительские?

В каждый субботний день, преимущественно перед другими днями, совершается в Православной Церкви поминовение умерших в православной вере. В этом отличие субботней службы. При том некоторые из суббот имеют особый статус. Их называют родительскими субботами. Родительскими потому, что первая наша обязанность помнить тех, кто дал нам жизнь – наших родителей и других предков. Поминать усопших родных, друзей, знакомых. В эти особые субботы мы молимся за всех, кто умер в надежде воскресения и жизни вечной.

Надо заметить, что в родительские субботы в храмах бывает как никогда многолюдно. И еще, на службе в такой день особенно ясно понимаешь ту истину, что Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф.22,32), что разделение на живых и мертвых лишь временно и условно. В особенности отрадно в эти дни бывает тем, кто с трудом переживает разлуку. Молитвами о упокоении «стеночка» между нашими мирами истончается, и мы становимся ближе.

Старейший клирик Московской Епархии, недавно почивший протоиерей Виктор Шиповальников, рассказывал, что в бытность его в Рязани служил вместе с ним один священник - отец Константин. После службы отец Константин каждый день ездил на кладбище служить панихиду на могиле своей мамы. Ездил он на лошадке, а в возке у него всегда был с собой самовар, и после панихиды он там же на кладбище пил чай. Как-то отец Виктор был на кладбище и увидел там отца Константина с самоваром. Тот его пригласил: «Идите сюда, батюшка, чайку с моими покойничками попить». Этот священник реальным общением молитвы уже в этой жизни преодолел разделение на живых и мертвых. Для него и мертвые были живы.

Но вернемся к родительским субботам. Две из них называют Вселенскими, так как в эти дни поминают всех умерших православных христиан. Это предпоследняя перед Великим постом суббота, которая называется мясопустной родительской субботой, так как она бывает накануне мясопустной недели (неделя - еще одно название воскресного дня, происходит от не делать). И Троицкая родительская суббота накануне праздника Пресвятой Троицы.

Мясопустная Вселенская родительская суббота бывает накануне воскресного дня, посвященного воспоминанию о Страшном Суде, и естественно, что Церковь как бы в день предшествующий Суду умоляет праведного Судию о всех «от Адама до днесь усопших в благочестии и правой вере - праотец, отец и братии наших, от всякого рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев», а так же о всех утонувших, погибших в бою, от землетрясения, от рук убийцы, от молнии, засыпанных землей, растерзанных зверями и другой смертью «внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения».

К тому же, приближаясь к подвигу поста, верующие стараются примириться со всеми: с близкими и дальними, с живыми и умершими. Прощению обид и примирению с живыми будет посвящена следующая за мясопустной неделя, которую завершит прощеное воскресенье. В родительскую же субботу мы особо молимся о тех, для кого уже закончилась земная жизнь, отдавая тем священный долг любви.

Случается, что название субботы мясопустная неправильно понимают. Поясню: этот термин не отменяет мяса в субботу, так же, как не делает ее постной. Последний «мясной» день перед постом - воскресенье за родительской субботой.

Собственно назначение родительских суббот - объединение Церкви. Родительские субботы дают нам возможность ощутить реальность объединения всех ее членов - и ее святых, и живущих ныне, и умерших. День же Пресвятой Троицы, в который Святой Дух в виде огненных языков сошел на апостолов, называют днем рождения Церкви. Поэтому так понятно установление родительской субботы накануне этого дня.

Необходимо упомянуть об одном часто встречающемся заблуждении относительно Троицкой родительской субботы. Мне не раз случалось слышать, причем говорившие обычно были в том совершенно уверены, что Троицкая суббота - тот единственный день, когда в церкви можно подавать записки о упокоении самовольно лишивших себя жизни, а также о умерших некрещеными. Повторю еще раз: Церковь не молится о некрещеных и самоубийцах. Хотя вышеуказанное заблуждение - весьма устойчивое. Свое начало оно берет от бывшего некогда в нашем Отечестве обычая отпевать и хоронить перед Троицкой субботой всех неизвестных от неизвестной смерти умерших, а также казненных. Теоретически, среди таких покойников могли быть и некрещеные, и самовольно лишившие себя жизни. Но, естественно, на службе их не поминали.

Трогательный обычай Троицкого семика

Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.
Соборное послание святого апостола Иакова, глава 5 стих 16

Было прежде такое понятие - семик. Так называли четверг седьмой недели после Пасхи, как раз перед Троицкой родительской. В этот день совершали обряд погребения всех умерших несчастной смертью. А для этой цели за городом отводились особые места, где ставили так называемые убогие дома или сараи, в которых устраивалась одна большая общая могила. Сюда в течение нескольких месяцев свозились тела казненных, утонувших, сгоревших, странников, вообще всех, кто не принадлежал ни к какому приходу и о ком ничего не было известно. Патриарх Филарет приказал хоронить в таких могилах и тех, «которые вина обопьются, или зарежутся, или с качелей убьются, или купаючись утонут, или сами себя отравят, или какое иное дурно сами над собой учинят». То есть тех, кого нельзя было хоронить на церковных кладбищах. Два раза в год: в Троицкий семик и перед праздником Покрова Богородицы, торжественно, крестным ходом отправлялись к убогим домам духовенство и благочестивый народ. Там совершалась общая панихида, за которой поминались души рабов от неизвестной смерти умерших, «их же имена Сам, Господи, веси (знаешь)». Позже и патриархом Адрианом было указано: «сами убитых на разбое и воровстве не класти кладбищах и убогих домах, но зарывать в лесу или в поле без поминовения в семик».

Погребение и поминовение несчастных совершалось торжественно, при большом стечении народа и за счет богомольцев-благотворителей. Сохранилась запись XVII века с перечислением московского духовенства, определенного патриархом на отпевании в семик: «Андроньевский архимандрит, Даниловский игумен, протопоп Черниговский с собором да Рождественский протопоп пол колоколов с собором за Яузу; за Сретенские ворота: архимандрит Петровский, мен Сретенский, протопоп Покровском рву, протопоп Александровский с собором». Мы видим, что совершалось отпевание не как-нибудь потаенно или незаметно, можно сказать, с пышностью. Архимандриты, игумны, известные протопопы, да еще с собором, то есть с соборными священниками, диаконами. Так высоко ценилась в глазах наших соотечественников всякая человеческая душа. После панихиды обычно добрые люди раздавали нищим щедрую милостыню на помин погребенных.

Благочестивый обычай подавать милостыню на помин сохраняется и в наше время, когда это единственная форма помощи (кроме домашней молитвы) тем, кто ушел из этой жизни, не присоединившись к Христовой Церкви или своеволием.

Родительские субботы Великого поста и субботы поминовения воинов

Вы, вероятно, замечали, что Великий пост особенно объединяет верующих. Духовная жизнь постом становится активнее, молящихся в храмах - больше. Все мы живем в одном ритме, и внутренний наш духовный компас указывает нам одну цель. Общее делание сближает нас настолько, что к концу первой недели Великого поста мы даже внешне становимся как-то похожи. Как родственники. Уже и в транспорте узнаешь «своих», и на улице. И отношение к другу становится теплее. Три родительские субботы Великого поста, на второй, третьей и четвертой неделе соединяют нас со «своими» из другого мира.

А так как Великим постом в седмичные, то есть на неделе, не совершается обычного поминовения, то постовые родительские субботы имеют целью восполнить этот недостаток, чтобы умершие не лишились представительства Церкви.

Говоря о родительских субботах, нельзя не упомянуть о субботах, посвященных воинам. Еще в ветхозаветные времена было принято совершать поминовение воинов, «за веру и Отечество во брани убиенных». В нашей Церкви тоже есть такая традиция. Поминовение православных воинов, «за веру и Отечество во брани убиенных», совершается: в день Усекновения главы святого пророка с Предтечи (11 сентября по новому стилю) и в Димитровскую родительскую субботу, ближайшую перед 8 ноября (днем памяти святого Димитрия Солунского).

Начало Димитровской родительской субботе положила торжественная панихида по павшим на Куликовом поле воинам, отслуженная в обители Живоначальной Троицы преподобного Сергия в 1380 году. Тогда же князь Димитрий Иоаннович Донской, прославленный позже в лике святых Православной Церкви, предложил творить поминовение убитых воинов каждую Димитровскую субботу.

Последние годы к этим двум субботам, в память о миллионных жертвах Великой Отечественной войны, среди которых большинство были крещеные русские люди, как день поминовения воинов добавилось 9 мая.

Даже самая малая молитва много значит

Молясь о умерших, мы упражняемся в ощущении нереальности этого мира (ушла его дорогая нам часть) и реальности мира потустороннего, действительность которого утверждается нашей любовью к отшедшим.
Священник Александр Ельчанинов

Казалось бы, много ли может наше поминовение? Кто мы такие, чтобы наши молитвы могли что-то изменить? Духовные истины постигаются по-разному. Кто-то сразу принимает их сердцем, кому-то необходимо испытание разумом, но полностью убеждает нас, как правило, опыт. И потому позвольте предложить вам историю, которая когда-то раз и навсегда убедила меня в том, что наши поминовения необходимы усопшим, и что никогда нельзя пренебрегать - возможностью помочь им своей молитвою. Случилось это много лет назад. Подвизался я в то время певчим в двух московских соборах, а в отпуск, как обычно, поехал в деревню, откуда родом был мой прадед. Родные места, где все про всех и все знают. Поэтому и я знал, у кого можно позаимствовать лодку, необходимую мне для рыбалки. Через три дома жил Николай, по-уличному - Колька Бычок, к нему-то я и отправился со своей просьбой, это был самостоятельный мужик, хоть и пьющий, но, как говорится, в меру. Однако с тех пор, как вышел на пенсию, меру он эту потерял и быстро сравнялся с теми деревенскими, которые ее никогда и не знали. В тот год у Бычка умерла мать, и он совсем опустился. Дом его превратился в ночлежку для шатающегося и пьющего люда. Вот и тем вечером, когда я пришел за решением лодочного вопроса, у Бычка сидел (или, вернее лежал) самый горький из всех горьких алкашей округи - вор-рецидивист Борька. Хотя, «вор-рецидивист» для Борьки не совсем правильное определение. Был он скорее воришкой и лодырем, время от времени набиравшим грехов перед соседями и законом на небольшой срок. Виноват он был перед всеми, не было в окрестных деревнях дома, из которого Борька хоть чего-нибудь да не украл.

Избу тети Дуни, всегда ухоженную и уютную, было не узнать. Мебели в горнице никакой не было, приятели сидели на полу, на обрезках каких-то досок. Но печальнее всего глядели из углов пустые полки от икон. Бычок без слов понял мой вопрос. «Гуляли после похорон долго, ничего не помню. Может, унес кто. А может, я сам продал. Вон, только и осталось», - он кивнул в сторону угла. Там на голой доске лежала большая фарфоровая лампада. Сквозь маслянистую грязь и копоть кое-где проглядывала позолота. Из любопытства я взял ее в руки. Сложная, как бы витая форма, ни одного скола, даже фарфоровые ушки для цепей целы, только позолота кое-где стерлась, хотел положить лампаду на место, но не держал: «А тебе она нужна? Может, продашь?», - спросил я Бычка. Бычок немного подумал. «Да ты так бери. Без денег», - сказал он. Я растерялся. Было заметно, что мужики мучаются с похмелья и денег, скорее всего, у них нет. «Бери, бери, - подал голос Борька, - ты тут один в церковь ходишь, хоть помолишься когда о нас. За нас ведь никто не молится». Такого поворота я совершенно не ожидал. Тем временем хозяин поднялся и стал что-то искать по подоконникам и на полках: «От нее еще стаканчик был, такой белый.… Только где он?» Борька принялся ему помогать. Совместными усилиями стаканчик был найден. Нашлись также и старинные латунные цепи для лампады. Угрюмые поначалу мужики повеселели, завернули в какой-то лоскут свой подарок и провожали меня так, словно они, а не я, получили его.

Прошло несколько лет. Лампада прижилась у меня в доме, ее повесили пред иконой святителя Николая. Она напоминала мне о просьбе поминать Бориса и Николая. Однажды сынишка, спутав бутылки, залил в лампаду какой-то горючей жидкости, и она вспыхнула. Только чудом не случилось пожара, но матовый белый стаканчик с окошками лопнул, и на его место пришлось поставить новый. А через какое-то время пришло известие, что Колька Бычок умер, как раз за несколько дней до этого происшествия. Может, и не связались бы эти два события - лопнувший стаканчик и смерть Николая, вместе, если бы через год не погиб Борис. Нашли его убитым ранней весной, в каком-то заброшенном доме. Зная его жизнь, местные, как их называют, «органы» не стали допытываться, как и в какой из зимних дней она окончилась. Его просто похоронили. Когда мне позвонили с просьбой помолиться о новопреставленном Борисе и рассказали историю его смерти, то я сразу вспомнил, как февральским вечером прямо на глазах у нас неожиданно сорвалась с цепочки витая лампада и разбилась на маленькие осколки. Возможно, это был тот самый день, когда Бориса убили, и ему было необходимо напомнить о себе. У Господа нет ничего случайного.

Этот случай, вернее, эта цепь событий, не может не навести на размышления. За ними видны великая любовь и великое милосердие Божий ко всякому человеку. Чтобы оживить молитвенное внимание к двум бедолагам, Господь посылает Ангела - и разбивается подаренный ради молитвы стаканчик, падает лампада. И еще. Для меня это — урок, который дал мне осознать, как нужна ушедшим молитва даже одного человека! Давно нет у меня перед глазами похожей на золоченую раковину лампады, но урок этот остался со мной.

Поминовение усопших - дело благодатное

Поминальные молитвы необходимы не только умершим. Молитва – есть дело милосердия, и Господь особенно благоволит к молящимся о других. Как-то в голодные годы один диакон, отказавшись от попыток как-то достать продовольствие, спросил священника: «Батюшка, а как вы-то устроились с продуктами? » «Да меня покойнички кормят», - ответил священник. Оказалось, он часто ходит на кладбище и служит там панихиды на разных могилках. «Хочешь, пойдем сегодня вместе?», - предложил он диакону. Тот согласился и тоже отправился на кладбище. Отслужили они панихиду, а когда диакон вернулся домой, на крыльце его стоял мешок с пшеницей. Этот дар неизвестного доброхота и помог диакону пережить голод.

Когда мы поминаем людей, ушедших с грузом грехов, то своими молитвами приклоняем к ним милость Божию. А когда мы молимся о упокоении людей достойных, чем-то в своей жизни заслуживших милость Господа, то они, в благодарность за наши молитвы, просят у Господа и нам милости и участия в наших земных делах.

Эта история произошла в семье нашего прихожанина. Отец его имел в Москве квартиру, которую много лет сдавал, так как жил обычно у кого-нибудь из своих взрослых детей в Подмосковье. Деньги же за квартиру шли на поддержку того члена большой семьи, кто особенно нуждался в отцовской помощи. Когда стало заметно, что отец приближается к рубежу своих дней, квартиру решили приватизировать. Но тут выяснилось, что семья, снимавшая ее, уже давно это сделала. Как ни пытались истинные владельцы отстоять свои права, сделать ничего было невозможно. Им так и говорили во всех инстанциях. Но родственники все же наняли адвоката.

Тут, исчерпав свой срок, тихо ушел из жизни отец. Про адвоката просто забыли. Отпевание, похороны, поминки, устройство могилы, крест. Через год дети решили сменить надгробный крест на могиле отца. А тот, что остался не у дел, рассудили отвезти на могилу прадеда под Каширу, откуда они были родом. Вспоминали, что отец часто говорил им: «Вы поминайте деда Титу, он наш корень». Дед отца - Тит, по-домашнему Тита, был, по рассказам, человек особенно благочестивый и набожный. Был он одновременно деревенским старостой и старостой в церкви, уважаемый односельчанами и многочисленной родней. Память и почитание деда Титы были семейной обязанностью, усвоенной с детства всеми правнуками. Заменив обветшавший крест на могиле прадеда, правнуки и Богом данные родственники (среди них два священника) отслужили панихиду. И только умолкли последние слова, как раздался телефонный звонок. Звонил адвокат, от которого уже год не было ни слуху, ни духу, и про которого просто забыли: «Поздравляю, ваше дело о квартире выиграно в суде». Вот такая история с панихидой по деду Титу.

Молитва за других - особый род милостыни. Никогда не пренебрегайте возможностью совершить ее. Не смущайтесь поминать тех, кто даже случайно пришел вам на память. У Бога случайности нет. Поминайте дома, не забывайте поминать в церкви. И вы почувствуете, как уменьшится земное тяготение, станет легкой душа, потому что с вами будет милость Господа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий