Лапти - обувь из лыка, которую на протяжении многих веков носило славянское население Восточной Европы.
В России в лапти обувались только деревенские жители, то есть
крестьяне. Ну а крестьяне составляли подавляющее население Руси. Лапоть и
крестьянин были почти синонимами. Вот откуда пошла поговорка "лапотная
Россия".
И действительно, даже в начале XX века Россию еще нередко называли
страной "лапотной", вкладывая в это понятие оттенок примитива и
отсталости. Лапти стали как бы рода символом, вошедшим во множество
пословиц и поговорок, их традиционно считали обувью беднейшей части
населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и
казачьих районов, круглый год ходила в лаптях. Когда же впервые
появились лапти на Руси ? На этот, казалось бы, простой вопрос точного
ответа нет до сих пор.
Принято считать, что лапти - один из самых древних видов обуви. Так или
иначе, но костяные кочедыки - крючки для плетения лаптей - археологи
находят даже на неолитических стоянках. Неужели ещё в каменном веке люди
плели обувь, используя растительные волокна?
С глубокой древности плетеная обувь была широко распространена на Руси.
Плели лапти из коры многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза,
дуба, ракиты и т.д. В зависимости от материала и плетеная обувь
называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники.
Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти,
изготовленные из липового лыка, а самыми плохими - ивовые коверзни и
мочалыжники, которые делали из мочала.
Нередко лапти назывались по числу лыковых полос, использованных в
плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние
лапти. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для
чего применяли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали
кожаную подметку.
Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из
тонкого лыка с черной шерстяной тесьмой, которая закреплялась на ногах.
Для осенне-весенних хозяйственных работ во дворе более удобными считали
простые высокие плетеные ступни без всякой тесьмы.
Обувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а
потому и сплетенные из них лапти звались коренниками. Модели лаптей,
изготавливаемые из полосок ткани, называли плетешками. Ещё лапти делали
из пеньковой веревки - крутцы, и даже из конского волоса - волосянника.
Такую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.
Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной. К примеру,
великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое
плетение, тогда как в западных районах использовали прямое плетение, или
"прямуя решетку". Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с
носка, то русские крестьяне делали работу с задника. Так что о месте
появления той или иной плетеной обуви можно судить по форме и материалу,
из которого она изготовлена. Для московских моделей, плетенных из лыка,
характерны высокие борта и округлые носки. На Севере, в частности, в
Новгороде, чаще мастерили лапти из бересты с треугольными носками и
сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространенные в
Нижегородской и Пензенской губерниях, плели из вязового лыка.
Способы плетения лаптей - например, в прямую клетку или в косую, с
пятки либо с носка - были свои у каждого племени и вплоть до начала
нашего века разнились по областям. Так, древние вятичи предпочитали
лапти косого плетения, новгородские словене - тоже, но большей частью из
берёсты и с более низкими бортиками. А вот поляне, древляне, дреговичи,
радимичи носили лапти в прямую клетку.
Плетение лаптей считалось несложной работой, но требующей сноровки и
навыков. Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что
он, мол, "лыка не вяжет", то есть не способен к элементарным действиям!
Зато, "связывая лыко", мужчина обеспечивал обувью всю семью - тогда
специальных мастерских ещё не было очень долгое время. Главные
инструменты для плетения лаптей - кочедыки делали из костей животных или
из металла. Как уже говорилось, первые кочедыки относятся к каменному
веку. В русских письменных источниках слово "лапоть", а точнее,
производное от него - "лапотник" впервые встречается в "Повести
временных лет".
Редко кто в крестьянской среде не умел плести лапти. Существовали целые
артели плетенщиков, которые, по сохранившимся описаниям, отправлялись в
лес целыми партиями. За десятину липового леса они платили до ста
рублей. Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно
голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе
начинали распускаться первые листочки, поэтому чаще всего такая операция
губила дерево. Отсюда пошло выражение "ободрать как липку".
Тщательно снятые лыки затем завязывали в пучки и хранили в сенях или на
чердаке. Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно
отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя луб. Из воза
лык получалось приблизительно 300 пар лаптей. Плели лапти от двух до
десяти пар в день в зависимости от опыта и сноровки.
Для плетения лаптя нужна была деревянная колодка и костяной или
железный крючок - кочедык. Особого навыка требовало плетение запятника,
где сводились все лыки. Говорят, что сам Петр I учился плести лапти и
что сплетенный им образец хранился среди его вещей в Эрмитаже еще в
начале прошлого столетия.
Кожаная обувь ценилась не дешево. В 19 веке пару хороших лыковых лаптей
можно было купить за три копейки, тогда как самые грубые крестьянские
сапоги стоили пять-шесть рублей. Для крестьянина-земледельца это большие
деньги, чтобы собрать их, нужно было продать четверть ржи (одна
четверть равнялась почти 210 литрам сыпучих веществ). Сапоги,
отличавшиеся от лаптей удобством, красотой и прочностью, для большинства
крепостных крестьян были недоступны. Даже для зажиточного крестьянина
сапоги оставались роскошью, их надевали лишь по праздникам. Вот и
обходились лаптями. О недолговечности плетеной обуви свидетельствует
поговорка: "В дорогу идти, пятеры лапти сплести". Зимой мужик носил одни
лапти не более десяти дней, а летом в рабочую пору стаптывал их в
четыре дня.
Еще во время Гражданской войны (1918-1920) в лаптях ходила бoльшая
часть Красной армии. Их заготовкой занималась специальная комиссия,
снабжавшая солдат валяной обувью и лаптями.
Возникает интересный вопрос. Сколько же требовалось берёсты и лыка,
чтобы столетиями обувать целый народ? Простые подсчёты показывают: если
бы наши предки усердно рубили деревья ради коры, березняки и липовые
леса исчезли бы ещё в доисторическую эпоху. Однако этого не произошло.
Почему?
Дело в том, что наши далёкие предки-язычники с большим почитанием
относились к природе, к деревьям, водам, озерам. Окружающая природа
обожествлялась и считалась священной. Языческие боги охраняли и
оберегали поля, реки, озера и деревья. Поэтому, вряд ли древние славяне
поступали душегубски с деревьями. Скорее всего, русичи владели
различными способами брать часть коры, не губя дерева, и умудрялись раз в
несколько лет снимать кору с одной и той же берёзы. А может быть они
владели ещё какими-то неведомыми нам секретами добывания материала для
лаптей?
Лапти просуществовали не одно столетие, и теперь являются символом русской деревни и добрым памятником о наших славных предках.
Комментариев нет:
Отправить комментарий