Смена смене идет! Так приветствовала власть в социалистическом обществе молодежь, подрастающее поколение. Банально, но молодежь не только наше будущее, но и настоящее ибо живут подростки и молодежь здесь и сейчас и , как ни крути, являются членами нашего общества и влияют на жизнь этого самого общества еще до того, как сами окажутся взрослыми. Молодость явление временное и преходящее. Сегодня ты дерзок и активен, а завтра уже папа или мама. Надо много успеть за это время.
Наше правительство не устает заявлять, как много делается по воспитанию молодежи в нашей стране, какие интересные программы реализуются по поддержке молодежи в городах и селах, какие большие средства осваиваются на этом поприще. В пору верить, что еще чуть-чуть усилий и все у нас будет о,кей в этом вопросе, и новое поколение станет лучше и сильней и двинет наше государство поближе к идеалам.
Размышления на эту тему подвигли меня копнуть в ситуации с молодежью в Санкт-Петербурге и не только из праздного любопытства, а совершенно в практической плоскости – у меня двое детей. В этой связи мне не безразлично, что еще предлагается в части молодежного досуга в городе, кроме семьи и школы. Сам я прошел пионерию, комсомол, стройотряды, художественную самодеятельность и разные общественные нагрузки, а также спортивные секции. Без претензий. Сейчас есть, что вспомнить.
Первое, что я выяснил, это существование в городе широкой сети государственных структур и подразделений по работе с молодежью, которыми руководит Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями. Основная направленность политики – профессиональная ориентация молодежи. Есть конечно мероприятия направленные на воспитания патриотизма, гражданской позиции и толерантности. Но все же явно превалирует лозунг: - « Идея превращается в деньги!», что вообщем-то неплохо, но не хлебом единым жив человек и многие вопрос денег откладывают на будущее.
Показалось, что власть города упрекнуть не в чем. В Санкт-Петербурге 325 подростковых клубов, где работают 1500 опытных педагогов, там в основном дети до 14 лет, вышивают, вяжут, рисуют, танцуют, клеят, учаться играть на музыкальных инструментах. Разумеется, далеко не все дети охвачены, мест не хватает, зато почти бесплатно. Но это дети. Для молодежи есть центры, так называемые Дома молодежи, их в городе -9. В этих центрах дела по серьезнее, там проводятся фестивали, конференции, концерты. Решил посмотреть и проехался по этим центрам. Так, все скромненько, тихо, уютно, без задорных голосов и звонкого смеха.
Казалось бы все хорошо, только не смог я найти ответ на вопрос, почему же основная часть молодых людей предпочитает не вертикальное объединение, а горизонтальные связи. Возможно это извечный вопрос отцов и детей, а возможно и нечто другое, когда современная молодежи отвергает опыт старшего поколения и видит впереди вместо социальной платформы ПУСТОТУ. Может поэтому и создаются неформальные сообщества и появляются неведомые ранее группы.
Кого только нет среди неформалов! Кроме известных наци-скинхедов, науке известны эмо, готы, хиппи, панки, киноманы, толкинисты, алисоманы, анархисты, сатанисты, геи, гопники, рэперы, роллеры, кислотники диггеры и другие. На эту тему написаны горы статей и книг, приведу цитату из одной работы: - «Социологические исследования последних лет показывают, что молодежь стремится прежде всего в романтико-эскапистские и гедонистическо-развлекательные объединения. Так, по данным Института молодежи, проводившего в марте 2000 г. опрос в 70 городах России, структура неформального движения в России выглядит следующим образом: спортивные «неформалы» (роллеры, скейтеры, спортивные фанаты и др.) – 24,5 %; рэпперы – 20,7 %; «скинхэды» – 16,3 %; «металлисты», сатанисты, «энергеты» – 15,7 %; панки и хиппи – 12,5 %; рокеры и байкеры – 6,2 %; толкиенисты – 5,8 %. Диссертант разделяет точку зрения М.В. Блохиной, Л.Г. Григорьева, которые считают, что данные объединения существенно дифференцированы по проповедуемым идеалам и нормам поведения».
Важно отметить, что все эти течения скопированы из зарубежного опыта молодежных движений. Теоретики считают так;
- 1. Деятельность неформальных молодежных объединений выступает одной из институциональных форм адаптации нового поколения к тем требованиям и проблемам, с которыми она сталкивается при вхождении в самостоятельную взрослую жизнь, а также представляет собой особый способ интеграции молодых людей в сферу гражданской самодеятельности и ответственности. Как показали результаты эмпирического исследования, среди доминирующих причин участия в неформальных молодежных объединениях выделяются следующие: внутреннее одиночество и желание найти друзей; ссоры с родителями; желание выделиться, быть не таким, как все; обмен жизненным опытом со сверстниками; реализация протестной активности; организация досуга.
2. Неформальные молодежные объединения на современном этапе трансформации России выступают как определенный субъект социальных преобразований и индикатор их эффективности. В их функционировании выделяются два основных направления. Первое связано с деятельностью самодеятельных организаций, ставящих своей целью общественно-политические изменения в стране, и выступает в основном в тесной связи с либерализацией отечественного социума. Вектор функционирования других направлен на формирование различных форм и направлений молодежной субкультуры, в первую очередь досуговой, характеризующей во многом растущей глобализацией мира.
Что делать с такой массой интересов, как с ними работать, кому и в каком направлении? Мало прочитать семинар по толерантности или вреде наркотиков, надо их как-то и к интересам общества привлекать. А они, неформалы, заявляют однозначно о своей непринадлежности к обществу. Вот так. Не случайно только 4% участникв неформальных организаций заняты делом, это зеленые, защитники памятников и архитектуры. Все прочее бездуховная тусовка. Пока старцы спорят, молодежь ищет.
Вот есть Министерство по делам спорта и молодежной политике. Спорт вроде есть, профессиональный, а молодежной политики по большому значению,как не было так и нет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий