понедельник, 12 марта 2012 г.

Что страшнее атомной войны…


Альберт Эйнштейн сказал: «Я не знаю, чем будут воевать в третьей мировой войне, но в четвертой мировой люди будут воевать дубинками»
Да. Если бы дошло до мировой войны с применением атомного оружия, то тех, кто бы вдруг выжил, ждал возврат в каменный век. Вроде бы вероятность такой войны ушла, и никто не верит в её реальность.
Но вероятность попасть в каменный век у нас есть и без войны.

Каким образом мы можем деградировать? В наш век компьютеров, мобильных телефонов и полетов на Марс. Легко. Если учесть, что наша компьютеризация идёт параллельно с ростом неграмотности, а в Интернете появляется такое мракобесие, что даже титулованные психиатры не могут выставить диагноз.
Да МЫ вышли в Космос и создали Интернет. Да, прогресс шагает с такой скоростью, что уже перестаём удивляться. Но вопрос, кто этот прогресс будет двигать завтра?


В какой-то момент, вдруг незаметно у нас сменились приоритеты. Наше поколение мечтало стать космонавтами, зачитывалось научной фантастикой и верило, что нашим детям будут полеты на Луну так же доступны как нам поездка на Кавказ.
Но уже выросло первое поколение наших детей. Вы спросите у них, кем они мечтают быть.
Думаете, они просто мечтают не о том, о чем мы? Нет. Они просто не мечтают.

Проблема отцов и детей была всегда. Мы всегда спорили и всегда не понимали друг друга. Так было тысячи лет.
Но. Есть одно «но».
Мои родители искренне не могли понять, как можно слышать эти «завывания» про «пока горит свеча», и советовали мне хотя бы послушать Дюка Элингтона. А я говорил, что не буду слушать эту чушь.
Но прошли годы… у меня у самого внуки. Я очень люблю слушать Луи Арсмтронга и любую ХОРОШУЮ музыку, так же как и мои родители давно уже в восторге от Андрея Макаревича. Мы вместе слушаем Музыку, и как сказал персонаж известного фильма: «не бывает музыки серьезной и несерьезной – есть хорошая и плохая». Плохая забывается на следующий день, хорошая остается навсегда.
Я помню, как мы спорили по поводу ширины брюк. Моё поколение не понимало, как можно носить узкие брюки и клеш ниже 40 см, считало убожеством.
Но! Мы ведь все равно считали, что брюки должны быть чистые и выглаженные.
И самое главное.
Наше поколение читало Фенимора Купера, а потом мы шли на улицу играть в индейцев.
А сегодня. Наши дети не читают книг, они читают фашистские лозунги в Интернете и идут на улицу бить тех, кто им почему-то не приглянулся.
Мы читали, мы думали, мы рассуждали. Мы учились думать сами.
Человек, которому 20-25 лет не может считать себя образованным, если он не прочитал тот минимальный объем книг, который должен быть прочитан к этому возрасту.
После 25 эти книги уже не читают, а перечитывают. Достоевского и Гоголя, Бальзака и Хемингуэя, надо прочитать в 15 лет. А потом перечитать в 25. А потом в 40, Потом в 60. И каждый раз это будет новое прочтение.
Чтение учит думать самостоятельно. Никакое выхватывание информации из Интернета не заменить перелистывания страниц.
И, главное, не научит мечтать.

Чтобы научиться мечтать, нужно читать «про смелых и больших людей».
Да, конечно, многие представители моего поколения и сами не читали всех тех книг. И поэтому их сегодняшние дети, научившиеся пользоваться компьютером, им кажутся умнее их самих.
Да, конечно, интеллектуальная структура общества это пирамиды, на вершине которой меньшинство. Но если сделать «срез» тех, кому от 15 до 25, то это уже не пирамида и почти плоская куча. Наверх уже выбиваются единицы, и их всё меньше.
Мы можем остаться без элиты. У нас будут люди, которые способны стоять у станка, пахать землю, даже работать в конструкторском бюро на исполнительских должностях. Но не будет элиты.
Тех, кто умеет создавать, придумывать, управлять.
Побеждает всегда тот, кто умнее.
А мы слабеем с каждым днём. И оттого, что такое происходит не только в нашей стране, утешение слабое. Пусть другие народы изначально менее способны, изобретательны, смекалисты, чем мы. Пусть их деградация началась раньше (а она началась). Но когда мы все будем одинаково глупы, то начнутся совсем другие взаимоотношения. Побеждать будет не тот, кто умнее, а тот, кто сильнее, те, кого больше. И что? Учить всем иероглифы?

У нас есть талантливые и способные дети. Слава богу, ещё есть. Но их все меньше и они тонут в толпе невежд, превращаются в «белых ворон».
И надо срочно спасть будущую элиту, из них надо растить талантливых художников, гениальных ученых, толковых руководителей.
Как это сделать? Да никаких секретов тут нет.
Их надо объединять вместе, чтобы они почувствовали себя не одинокими, чтобы они видели, что они не «белые вороны», и наоборот - сила.
Их надо ставить в пример, чтобы и они сами, и их окружение понимали, что мальчик, который умеет писать стихи, гораздо более ценен, чем сотня его сверстников, которые только и умеют, что над ним глупо хихикать.
Их надо убедить, что только ум и талант представляют реальные ценности в этом мире. Что, торгуя, чем попало, можно прожить жизнь богатую, но нечего будет вспомнить в старости и некому будет вспомнить тебя. И что ум и талант на самом деле приносят человеку не только славу, но и материальное благополучие.
И, самое, наверное, главное. Надо чтобы сама эта будущая элита, придумала, как им стать умными. Мы этого не придумаем за них, мы можем только подтолкнуть их к необходимости искать ответ.
Они должны стремиться стать умнее нас. Они должны завидовать (белой завистью) тому, что мы больше читаем, что мы умеем и можем спорить на любые темы, что мы понимаем то, что им пока не доступно. Они должны по-хорошему обидится на то, что этому не научились.

Ведь перед ними стоит сложная задача. Той страны, в которой учились мы - нет. И никогда не будет. И с ней вместе исчезли многие нравственные ценности. Мы сами разрушили своё образование, когда решили, что каждый труд почетен, и зарплата важнее принципов. Конечно, у нас не было другого выбора – приходилось выживать любой ценой. Но цена оказалась слишком дорогой. Спасая себя, мы погубили своих детей.
Среди нас вырастали люди, которые мечтали стать самыми лучшими. Самыми умными, самыми известными, самыми… добрыми. Сейчас мы сами учим наших детей и, увы, уже внуков, стремиться быть богатыми. Причём не просто самыми богатыми, в этом ещё нет ничего плохого. Человек, который стремится стать самым богатым, осуществляя свою мечту, двигает прогресс.
А наши дети, в большинстве своём, в жизни стремятся лишь найти некого дядю, который будет им много платить. Конечно, для большинства это правильный подход. Но чтобы этот дядя появился, надо ещё, что была та самая элита. Те самые люди, которые умеют создавать. А вот их то, мы как раз и не растим.

Можно конечно долго ругать наше образование, и я сам этим часто грешу. Но во многом все зависит и от самих людей. Да, конечно, в ВУЗах сейчас многие преподаватели сами не хотят принимать экзамен, и напрашиваются на взятку. Это стало уже обычным явлением. Но при всем этом, никто не мешает молодому человеку получать образование, если он захочет. Учебники остались, лаборатории и библиотеки есть, и профессора далеко не все стали взяточниками.
Собственно в СССР образование было построено на том, что серый троечник, что в школе, что в ВУЗе спокойно учился, его никто не трогал, а все усилия педагогов были сосредоточены на тех, кто стремился к знаниям. Сейчас по сути ничего не изменилось, и любой молодой человек сможет получить образование, если захочет. А бегать за ним никто, никогда не будет.

Кто-то возразит, наверное, почему речь идёт об элите. А остальные что? А растить надо элиту. Есть же поговорка«помогать надо только талантам, бездарности пробьются сами». А вообще, если у нас в обществе в почете действительно будут ум и талант, то и устремления всех остальных будут в том, чтобы быть похожим на них.
Да и потом, у нас сейчас положение такое, что решать надо самые срочные и важные проблемы. Нам бы сейчас спасти самое ценное – наш интеллектуальный потенциал. А уж поднимать общий массовый уровень, это вопрос второй.

Конечно в нашем обществе море глобальных проблем. И коррупция, и проблемы в экономике и национальном вопросе, и алкоголизм и многое другое. И конечно этим всем надо заниматься.
Но я уверен, что если мы сможем вырастить из наших детей и внуков, таких людей, которые умеют самостоятельно думать, то не сегодня так завтра, они все эти проблемы решат.
А вот если мы этого не сделаем, то через некоторое время у нас не будет ни коррупции, ни проблем с экономикой, не будет даже алкоголизма. Потому что будут только каменные топоры и набедренные повязки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий