"Сирин и Алконост" - художник Виктор Васнецов.
АНЧУТКА, АЛКОНОСТ, ВОЛКОДЛАК и другие
Ниже речь пойдёт о более мелких божествах, волшебных существах, которые не очень известны.
"Птица Гамаюн" - художник Нонна Кукель.
ПТИЦА ГАМАЮН. Посланница богов, посвящённая во все тайны мироздания, их глашатай. Она поёт людям божественные гимны и провозвещает будущее тем, кто согласен слушать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, зверей и птиц. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье.
СТРАТИМ. Прародительница всех птиц, живёт на море-океане, подобно Алконосту. Когда кричит Стратим-птица, поднимается страшная буря. И даже если всего лишь поведёт она крылом, море волнуется, колышется. Но уж если взлетает Стратим-птица, тут уж такие валы вздымаются, что потопляет море корабли, разверзает бездны глубочайшие и смывает с берегов города и леса.
АЛКОНОСТ. Чудесная птица, жительница Ирия - славянского рая. Лик имеет женский, тело же птичье, а голос сладкий, завораживающий. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть все на свете, но зла от неё людям нет, в отличие от её подруги птицы Сирин.
СИРИН. Сирин - тёмная птица, тёмная сила, посланница властелина подземного мира. Она недобрая посланница божеств нижнего мира. От головы до пояса Сирин - женщина несказанной красоты, от пояса же - птица. Всякий, кто послушает её голос, забывает обо всём на свете, но скоро обрекается на беды и несчастья, а то и гибнет, но голос этот столь сладок, что гибель эта кажется блаженством.
"Арысь-поле" - художник Виктор Корольков.
АРЫСЬ-ПОЛЕ. Это заколдованная злой ведьмой молодая красавица, предводительствующая звериными стаями. Ночами она приходит домой покормить своего ребёнка. А по прошествии трёх ночей Арысь-поле должна умчаться за тридевять земель прочь от родного очага. Однако муж её, похитив у ведьмы волшебный прут, трижды ударяет им Арысь-поле и, перекинувшись через голову, она обретает прежнею человеческую красу.
ХОВАЛА. Это существо с двенадцатью глазами, расположенными как бы на невидимом обруче вокруг головы. Когда Ховала идет по деревне, то освещает её подобно зареву пожара. Одни считают его зловредным, другие утверждают, что лучи из глаз Ховалы способствуют росту растений и скотины. Существует поверье, что днём из его очей исторгаются лучи тьмы, и то место, куда они падут, сразу становится невидимым: он как бы «ховает», то есть прячет все вокруг.
"Индрик-зверь" - художник Виктор Корольков.
ИНДРИК. Странствующий в небесах единорог, господин звериного мира. Рогу Индрика приписывалась чудодейственная сила, исцеляющая и дарующая долголетие.
ВАСИЛИСК. Живущее в пещере чудовище, обликом походящее на громадную ящерицу. От взгляда Василиска, от его дыхания и яда гибнет всё живое.
"Аспид" - (художник мне неизвестен).
АСПИД. Чудовищный крылатый змей, с птичьим клювом и с двумя хоботами. Крылья у него пестры и горят-переливаются, словно самоцветные камни. Живёт он в каменных горах, а по другим сказаниям - на мрачном, суровом, лесистом севере, и на землю никогда не садится: только на камень. Его невозможно убить стрелой, можно только сжечь...
"Анчутки болотные и Иван-царевич" - (имя художника мне неизвестно).
АНЧУТКА. Одно из самых древних названий чёрта, беса. Анчутка - рогатый злой дух, обитающий в воздухе и в воде. Как всякая нечисть, они мгновенно отзываются на упоминание своего имени, так что лучше о них помалкивать. Банные анчутки мохнатые, лысые, пугают людей стонами, помрачают их разум. Но очень хорошо умеют изменять свой облик - как, впрочем, и остальная нежить. Полевые росточком совсем крохотные и более мирные. Они живут в каждом растении и зовутся сообразно своему обиталищу: картофельники, конопельники, ленники, овсяники, пшеничники, рожники и т.д.
"Верлиока" - (имя художника мне неизвестно).
ВЕРЛИОКА. Чудовище, обитающее среди глухого леса. Верлиока одноглаз, высок, голова его заросла щетиной и ходит он, опираясь на клюку. Когда Верлиока гибнет, воскресают все те существа, которых он сжил со свету.
ПОЛЕВИК. Охраняют хлебные поля. Относительно доброго, но проказливого нрава; любимое время - полдень. Когда хлеб поспеет и селяне начинают жать или косить его, полевик бежит от взмахов серпа и косы и прячется в тех колосьях, которые ещё остаются на корню. Иногда люди встречали в поле старичка, невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а старичок-Полевик исчезал.
ПОЛУДИЦА (Полудница). Господствующие в полях духи, иначе называемые Ржаницы. Они являются в образе девушек, облачённых в белое, с распущенными волосами.
"Банник" - художник Виктор Корольков.
БАННИК. Живёт в бане. Ещё его зовут банный, байник, баинник, баенник - особая порода домовых, недобрый дух, злобный старикашка, облаченный в липкие листья, отвалившиеся от веников, иногда предстаёт в облике недоброй старухи. Впрочем, он легко принимает облик вепря, собаки, лягушки и даже человека. Вместе с ним в бане обитают его жена и дети, но встретить в бане можно и овинников, и русалок, и домовых.
ЛИХОРАДКИ. Девять или двенадцать крылатых, уродливых сестёр, обитающих в преисподней. Повелевает ими старшая из сестёр. Лихорадки прикованы железными цепями к железным стульям, и всякий раз как эти оковы ниспадают, лихорадки набрасываются на людей и принимаются их мучить болезнями и различными страданиями. В именах лихорадок заложено название того лиха, которое она насылает на человека: Трясея, Огнея, Озноба, Гнетея, Грудица, Глухея, Ломея, Пухнея, Желтея, Корчея, Глядея, Невея - старшая и самая страшная из лихорадок.
ОРЕЙ. Мифический прародитель русского народа, отец Кия, Щека, Хорива и сестры их Лыбеди.
"Боян" - художник Илья Глазунов.
БОЯН. Легендарный славянский певец и сказитель, потомок Велеса, понимающий языки зверей и птиц, ведающий будущее и повествующий о далёком прошлом.
В различных мифах также упоминаются:
+ Матохи - домашние духи, творящие различные козни…
+ Переруг - демон ссор, всюду сеющий свары и нелюбие…
+ Вилы, Ядрей и Обелуха – эти духи берегли посевы…
+ На конюшне жил Вазила дух, имеющий человеческий образ, дополняемый конскими копытами и ушами, он охранял лошадей от болезней и хищников…
+ Всю жизнь человеку сопутствует Ведогон: во время сна этот дух исходит из человека и охраняет его покой…
+ двенадцатиглазый дух огня Жыж обитал под земной твердью и испускал сквозь неё пламя. Держал глаза закрытыми, лишь иногда один приоткрывает совсем немного, ибо от его взгляды рассыпаются на части камни, всё горит…
+ Знич олицетворял негасимый огонь, дарующий тепло, свет, жизнь и храбрость…
+ Духи, нагоняющие стужу и заставляющие трещать от мороза деревья назывались Трескунами…
+ За печью жили злые духи Злыдни, они приносящие хозяевам несчастия…
"Волкодлак" - (имя художника не знаю).
+ Волкодлак (вурколак) - обычный персонаж славянских сказаний, зверь-оборотень, лесная собака, принимающая пищу из рук лешего, встреча с которым сулит удачу. В древности волкодлаком называли человека, способного оборачиваться в волка, для чего ему нужно было кувыркнуться через пень, либо вбитый в землю осиновый кол или нож.
"Беловодье" - художник Виктор Корольков.
Собрал А.Зиборов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий