Когда-то – чуть больше 20 лет назад – Украина была не нищим государством с убитой экономикой, а одним из флагманов великой страны, СССР. Её история начиналась в апреле 1919 года.
Всего одно поколение назад Украина была не нищим государством с убитой экономикой, а одним из флагманов великой страны, СССР. Да не просто "одним из", а второй после России республикой в семье народов, производя в четыре раза больше продукции, чем следующая в этом рейтинге республика; на её чернозёмах выращивалась четверть всей сельскохозяйственной продукции "шестой части" планеты.
Нарождалась УССР там же, где что-то новое зачинается и сейчас – в Харькове, в 1917-м году. История любит параллели: 1-й Всеукраинский съезд Советов одобряет политику новой России, устанавливает с ней федеративные отношения, провозглашает Украину республикой. Центральную Раду Украинской Народной Республики в Киеве Харьков традиционно, по-видимому, объявляет вне закона.
Желающим впечатлиться историческими аналогиями еще более - рекомендован роман Булгакова "Белая гвардия", события которого удивительным образом перекликаются с нынешними киевскими реалиями. И перспективами, вероятно.
Республику 17-го года раздавил Киев при поддержке европейцев (немцев), но в апреле 1919 Украинская Социалистическая Советская Республика возродилась снова. Как помним, выжила государственность Украины северо-восточной, Слободской. Кто помнит, столицей украинской республики до 1934 года был Харьков – лучше и оставался бы.
Ужасы Гражданской войны, голод, холод и тотальную разруху Украина пережила вместе со всей великой и ужасной страной. Однако как минимум вторую половину советской эпохи эта республика была богатейшей после России, что остается предметом ностальгических воспоминаний старшего поколения украинцев.
Без всякой апологетики большевиков, но объективности ради: весной 19-го – Гражданская резня в самом разгаре – Наркомпрос в Харькове создал "Положения о единой трудовой школе Украинской Советской Социалистической Республики". У людей было будущее и они смотрели в него: за 10 лет взрослые люди, озабоченные хлебом и кровью насущными, построили своим детям 1619 школ – из них 1570 в селах – на 100 тысяч ученических мест. Возможны ли такие достижения на Украине сейчас? В России?..
В начале 30-х на Украине работало уже 22 632 школы. В середине 60-х – свыше 13 миллионов за партами, из них более чем по 700 тысяч – за партами ВУЗов и ПТУ…
"Учитель является надежной связью с будущими поколениями и тем самым гарантирует за нами наше завтра", - писал большевик Луначарский, из исторического далека отвечая на вопрос "при чем тут школы, когда на Украине такие дела": те дети выросли и построили одну из богатейших республик Союза.
Кстати, когда в 1939-м СССР присоединил к Украине Северную Буковину, там 80% людей не умели писать и читать. А на Тернопольщине в 1939-м было лишь 70 врачей и 150 фельдшеров. Именно оттуда сейчас проистекает украинский правопорядок в виде западенских эмиссаров – от Майдана до Донецка; кадрами с Западной Украины укрепляются милиция на Востоке страны и пограничная стража у Крыма.
За годы "такой-сякой", как всем известно, советской власти Украина превратилась в высокоразвитую индустриально-аграрную республику со сложным комплексом примерно 300 отраслей - тяжёлой индустрии, пищевой и лёгкой промышленности, многоотраслевым сельским хозяйством. Здесь же была высокоразвитая химия, сложнейшее машиностроение, избыточное даже энергопроизводство и широкий разнообразный экспорт. Были…
В наследство Украине современной от Украины прежней, советской, досталось столь много, что удивительным феноменом кажется настолько скорое и тотальное разграбление страны всего лишь четырьмя президентскими командами. Историкам далекого будущего и прокурорам ближайшего будет что осмыслить.
Пять АЭС (еще три строились), шесть ГЭС, три колоссальных угольных бассейна (ценный коксующийся уголь – в Донецке, прекрасные антрациты – в Луганске), семь железорудных бассейнов, горные ресурсы столь изрядные, что могут быть подробно описаны только в специальных трудах…
При Советах – хай ым грець! – украинское машиностроение было мега-мощным, в 1984-м в нем было занято 28,3% местного пролетариата, а сейчас – 13-14%, а то и меньше уже. С Евросоюзом на горизонте перспективы еще печальней: очень там нужны тяжелые прессы и электронные микроскопы, тепловозы и станки, трактора и сельхозтехника, самолеты и радиотехника, атомные и гидротурбины – промышленный потенциал былой Украины исчислить так же трудно, как ее природные закрома.
И тем большее изумление берет российского обывателя, который и своими-то ворами во власти раздражен - как можно было разворовать, растащить, промайданить такое богатство и опуститься до мелкоуголовных спекуляций продпайками армии США. Современное же недовольство и политическую активность пролетарского населения восточной Украины сейчас понять вполне можно – превратиться из гегемона в пыль под ногами какого-нибудь коломойского в виде губернатора!..
А какой Украина была житницей! (И в Первой и во Второй мировой практичные немцы оказывались первым делом здесь, а не под Москвой или Питером, где подхарчиться тоже можно было, но трудно пережевывать выбитыми зубами).
Пищевая промышленность УССР, развитая великолепно, представленная по республике повсеместно – даже в маленьких города и поселках - в 80-х занимала 2-е место в СССР после России: больше половины сахара, 32,8 % растительного масла, 25,3 % животного масла, 21,9 % мяса, 25 % консервов, 22,1 % пива, 21,3 % кондитерских изделий, 19,2% цельномолочной продукции, 46,6 % добычи соли – на общем тогда рынке 15 республик. Хочется верить, но не получается, что у соседей хоть с этим по-прежнему слава Богу.
Легкая и лесная промышленности, отличная, доставшаяся Украине от Империи и СССР, транспортная система, добротнейшее сельское хозяйство – трудно человеку здравому понять, как могла прекрасная страна деградировать до уровня нищего попрошайки у тех же немцев и штатников…
Не этому учили в тех школах, что были построены в Советской Украине. Причем тут школы? Да при всем, сказано же: "гарантирует за нами наше завтра"! И совершенно неслучайно новая история Украины начинается сейчас в тех же местах – на её Востоке. В ученом и пролетарском Харькове. В студенческом и шахтерском Донецке.
Здесь хорошие школы, их много построили наши деды.
Комментариев нет:
Отправить комментарий