В 30-е годы в СССР шли интенсивные работы по созданию крылатых ракет. Разрабатывались ракеты как с пороховым, так и с жидкостным реактивными двигателями. Для концентрации усилий в области создания ракетной техники будущий «враг народа, вредитель и троцкист» М.Н. Тухачевский 21 сентября 1933 года подписал приказ о создании на базе ленинградской газодинамической лаборатории и московской группы изучения реактивного движения Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ). Именно после его образования работы в области советской ракетной техники приобрели военную направленность и получили мощный импульс. С 1935 года по тактико-техническому заданию Главного управления ВВС и Управления связи РККА велось создание крылатых ракет проектов 212 и 216 ("земля-земля"), 217/1 и 217/2 ("земля-воздух"), 301 ("воздух-воздух"). Работы в Реактивном НИИ в 30-х годах велись по двум направлениям: реактивные снаряды разрабатывались отделом, которым руководил Георгий Лангемак ; другой отдел РНИИ разрабатывал ракеты, в нем ведущими специалистами были Сергей Королев и Валентин Глушко.
Первая советская крылатая ракета (макет)
Первый полёт ракеты 212 (главный конструктор – С.П.Королев) состоялся 29 января 1939 года, Сергей Павлович в это время в качестве "контрреволюционера-вредителя" рубил породу киркой на Колыме. Ракета 212 была построена по нормальной (самолётной) аэродинамической схеме и являлась монопланом со среднерасположенным крылом трапециевидной формы. Оперение — классическое с треугольным килем и расположенным на 1/3 высоты киля, трапецевидным стабилизатором на подкосах. Фюзеляж круглого сечения с головной частью оживальной формы, цельнометаллический из дюралюминия. На верхней части фюзеляжа расположен гаргрот, по которому проходили трубопроводы двигательной установки. Жидкостный ракетный двигатель ОРМ-65 конструкции В. П. Глушко располагался в хвостовой части фюзеляжа и работал на компонентах топлива азотная кислота — керосин, хранящихся в четырёх коаксиальных (трубкообразных) баках расположенных в крыле ракеты, поперёк фюзеляжа: три бака для азотной кислоты и один для керосина. Подача компонентов топлива осуществлялась вытеснительным способом, давлением сжатого воздуха из четырёх баллонов расположенных внутри корпуса, между крылом и камерой сгорания ЖРД. Реактивная тяга ЖРД составляла 150 кгс при времени работы от 20 до 80 секунд. Система управления на основе гироскопического автомата стабилизации ГПС-3, конструкции С. А. Пивоварова, располагалась в приборном отсеке, за головной частью. В состав ГПС-3 входили: два трёхстепенных гироскопа, воздушные коробки, скоростной прибор с анероидными коробками, система золотников, арретир, рулевые машинки и система обратной связи. Привод гироскопов и рулевых машинок — пневматический, давлением сжатого воздуха из тех же четырёх баллонов, что обеспечивали вытеснение топлива в ЖРД. Элементы управления — элероны расположенные на крыле и рули курса и тангажа на хвостовом оперении. Расчётная дальность ракеты составляла 80 км, при высоте полёта 6,5 км и скорости порядка 1000 км/ч. Пуск ракеты осуществлялся с рельсовой тележки разгоняемой стартовым пороховым ускорителем тягой 1850 кгс, стартовая масса ракеты 210 кг, масса топлива — 30 кг, полезный груз 30 кг, длина 3 метра. Расчётная дальность полёта до 80 км.
После ареста Тухачевского в 1937г. практически все руководство института и виднейшие специалисты были арестованы, некоторые из них расстреляны, в том числе Г.Лангемак. Арестован С.П. Королев и приговорен к десяти годам заключения. 2 года он провел по тюрьмам, 1 год в колымском лагере и лишь в 1940 чудом уцелевшего Королева направили в «шарашку», где он занимался ракетными ускорителями для самолетов. Глушко также был арестован, а позже направлен в «шарашку». Уже без них в 1938 году с борта самолета ТБ-3 было сделано несколько испытательных пусков КР-301. Ракета показала способность к поражению целей на дистанциях 3000 м и в 1000 м выше от самолета носителя, но все ещё не была решена проблема точного наведения. В 1939 году финансирование разработок крылатых ракет полностью прекратилось. Тем не менее, опыт, накопленный при создании первых советских крылатых ракет, пригодился после войны.
В Германии работы по созданию крылатых ракет не прекращались, конструкторов там ценили и берегли, поэтому в области крылатых ракет она значительно вырвалась вперед. Первый старт ФАУ-1 состоялся в марте 1942 года, а первый боевой пуск — 8 сентября 1944 года. Количество осуществлённых боевых пусков ракеты составило 3225. Ракета «Фау-2» стала первым в истории искусственным объектом, совершившим суборбитальный космический полёт.
На фото - старт ракеты ФАУ-2
В первой половине 1944 года, с целью отладки конструкции, был произведён ряд вертикальных пусков ракет с несколько увеличенным (до 67 сек) временем работы двигателя (подачи топлива). Высота подъёма при этом достигала 188 километров. С запуска трофейных, а позже модифицированных ракет «Фау-2» начинались как некоторые американские (программа Hermes), так и советские ракетные и космические программы. Первые китайские баллистические ракеты Дунфэн-1 также начинались с освоения советских ракет Р-2, созданных на основе конструкции «Фау-2».
Комментариев нет:
Отправить комментарий